Проекты

Трансфер технологий

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Технологический трансфер (ТТ) является ключевым понятием огромной важности в дискуссии по проблемам исследования и технологической политики в Федеративной Республике Германии и во всей Европе. Как и со всеми иными экономическими задачами, имеющими долгосрочные цели, возникает вопрос: насколько признаны на практике необходимость, смысл и цели технологического трансфера.
ТТ — сила и опора процветания общества, основанного на массовом промышленном производстве и обеспеченного соответствующим сервисом.

Данный материал предназначен для лиц, ответственных за принятие решений о технологическом трансфере, и менеджеров, заинтересованных в технологических и практических аспектах проблемы.

Среди обсуждаемых проблем, наиболее важны следующие:

  • Каково определение понятия ТТ?
  • Какие услуги покрываются понятием ТТ?
  • Кому требуются услуги по ТТ?
  • Как предприятия приобретают новую технологию и ноу-хау?
  • Как определить подходящее трансферное агентство?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ ТРАНСФЕРА

В основном, под технологическим трансфером понимают передачу технологического ноу-хау от одного учреждения другому. Строго говоря, это понятие не касается передачи технологии или ноу-хау и научных данных, а описывает передачу соответствующих технологий или оптимизацию конкретных технических процессов, в том числе и путем введения новых технологий или путем разрешения существующих и выявленных технических проблем, которые были скрыты на ранних стадиях.

Все меры, подходящие для улучшения конкурентоспособности продукции, увеличения производительности или показателей деятельности предприятия, вместе взятые, определяют продвижение инноваций (вне зависимости от их фокуса). С технологической точки зрения, инновация определяется как введенное в практику изобретение, такое, например, как новый вид товара или производственный процесс. Таким образом, ТТ должен рассматриваться как один из аспектов инновационного процесса.

Технологическое ноу-хау часто приобретается учреждением, которое само не способно перевести полученное знание в продукцию или инновационные процессы, например, из-за незнания рынка, недостаточности производственных фондов, отсутствия каналов дистрибуции, дефицита капитала и по другим причинам. Тем не менее, для использования ноу-хау необходимы механизмы, продвигающие идею его приобретения и эффективной дистрибуцией последнего.

Контакт между поставщиком и покупателем может быть прямым, если поставщик и покупатель знают своих потенциальных партнеров и информированы об их интересах и предложениях — прямой трансфер.

То, что называется «классическим» ТТ, относится к процессу, в ходе которого в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое в последствии переводится на промышленные предприятия и внедряется как продукт или процесс.


Встречаются следующие формы прямого ТТ:

  • от университетов — промышленным предприятиям;
  • от научно-исследовательских институтов — промышленным предприятиям;
  • личный ТТ при найме персонала;
  • обмен между промышленными предприятиями и их филиалами путем заказов и доставок;
  • между сотрудничающими промышленными предприятиями, когда последние формируют стратегические объединения;
  • от учреждений ТТ — промышленным предприятиям;
  • ярмарки, выставки, съезды.

Все учреждения, занимающиеся внедрением инновационных технологий (не только университеты, научно-исследовательские институты, но также и промышленные предприятия с собственными исследовательскими отделами) могут быть названы «источниками технологии». Учреждения, находящиеся на балансе государства, обычно служат интересам общества, т.е. их деятельность служит общественному прогрессу и общественным интересам, и, в принципе, доступны всем желающим, по крайней мере путем лицензирования.

Прежде всего, это очевидно для университетов и научно-исследовательских институтов, ориентированных на фундаментальные исследования, в случае которых ноу-хау поступает экспертам через публикации. Это приводит к ситуации, в которой результаты, полученные в ходе фундаментальных исследований и найденные выгодными с финансовой точки зрения, также поступают к экспертам прямо через публикации до того, как могут быть предприняты меры к защите патента. В Германии и многих других странах патенты защищают только новые изобретения, на которые подано прошение о патентовании, опубликованные изобретения не защищаются. Иначе обстоит дело в США, где соблюдается принцип «первого изобретателя». Это означает, что обладателем патента может стать не тот, кто первым подал заявку на патент, а тот, кто сможет доказать, что именно он и является изобретателем.

Очень удачным путем является так называемый «личный ТТ». Найм квалифицированного персонала может стимулировать внедрение нового ноу-хау на промышленном предприятии. Для осуществления подобного трансфера необходимо знать, какое ноу-хау необходимо предприятию. Это может показаться очевидным, однако это является чрезвычайно важным для выживания промышленного предприятия, в особенности в стадии технологических изменений.

ТТ от одного промышленного предприятия к другому трудно проследить. Без особых условий (равных инвестиций, договоров о сотрудничестве или стратегических альянсов и т.п.) промышленное предприятие не будет делиться новыми идеями с другими предприятиями. В этом отношении даже промышленные предприятия, относящиеся к одной и той же сфере деятельности, считают других скорее конкурентами, чем партнерами. С национальной или экономической точки зрения такое эгоистическое отношение к конкурентам приводит к негативным последствиям: имеет смысл соревноваться во влиянии на внутренний рынок только после того, как совместными усилиями на доконкурентной стадии будут устранены иностранные конкуренты. Индивидуальные промышленные предприятия могли бы затем выйти на внешний рынок со своим новым уникальным подходом и с более предпочтительными перспективами удачной деятельности.

ТТ между промышленными предприятиями особенно эффективен, если стороны представляют собой взаимодополняющие отрасли промышленного производства и способны расширить круг производимой продукции, не находясь в конкурентных отношениях друг с другом. В настоящее время, «инновационные коммерческие предприятия», нанятые третьими лицами для исследований, не занимают значительный сегмент рынка.

Часто нуждающиеся в услугах по ТТ должны срочно удовлетворить спрос в тех сферах, с рыночными условиями в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют понятия о ситуации на рынке. Изменение традиционных форм производства и замена последних на новые технологии часто приводит к банкротству бизнеса. Для того, чтобы предотвратить это, часто с поддержкой государства создаются агентства, целью деятельности которых является посредничество в процессе технологического трансфера. В их задачу входит сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги ТТ и установление надлежащих контактов.

Этот путь ТТ называется непрямым и включает в себя:

  • агентства по ТТ, которые обычно поддерживаются правительством, с региональной, национальной или международной сферами деятельности;
  • представителей по ТТ в университетах;
  • представителей по ТТ в научно-исследовательских институтах;
  • электронный ТТ (например, базы данных).

Многие из субсидируемых государством посредников зависят также от финансовой помощи третьих лиц и с целью выживания овладевают более широким сегментом рынка, чем только рынок услуг по ТТ. Огромное число таких агентств, например, предлагает обучение на семинарах, услуги по организации торговых выставок и финансовые консультации, используя государственные рекламные программы. По этой причине состав агентств по трансферу в Германии различен по структуре и сложен для понимания любого предпринимателя. В одной только Федеративной Республике Германии существуют более чем 190 трансферных агентств и, вдобавок, несколько сотен других источников технологической информации (офисы технологического трансфера при университетах, Национальном исследовательском центре, Фраунгоферовском институте, обществе Макса Планка, Garching Innovation GmbH; бизнес-инкубаторы, демонстрационные и прикладные центры и т.п.). Эти организации ФРГ связаны с инфраструктурами Европейского Союза: CORDIS — Community R&D Information System (база данных на бумаге и в режиме on-line); VALUE — EU Relay Centres; EIC — European Innovation Convention; EUROPARTENARIAT; MINT -Managing the Integration of New technology.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ХОРОШЕГО АГЕНСТВА ПО ТРАНСФЕРУ

Как удостовериться в хорошем качестве посредника, с которым предприниматель до этого был незнаком? Качество любого агентства по трансферу определяется его миссией, желанием учиться новому и уровнем компетентности персонала. К числу индикаторов качества агентства также относятся:

  • проекты с подобными целями, уже завершенные агентством;
  • информация, предоставленная другими партнерами данного агентства;
  • информация, предоставленная вашими контактными лицами (партнерами по сотрудничеству, покупателями, поставщиками);
  • число существующих контактных лиц и подход к проблеме.

Здесь намеренно говорится об информации, а не о рекомендациях. Даже если проект не заканчивается удачно, это не значит, что та же участь постигнет и вторую попытку. При оценке качества агентства следует задать себе вопрос: в случае ошибки, какие меры были приняты агентством к ее исправлению и не повлияет ли ответ на этот вопрос на ваше решение. Если на поставленный выше вопрос нет ясного ответа, то связываться с таким посредником не следует. Только если посредник занимается внимательным изучением допущенных ошибок и старается сделать все для устранения причин ошибок, возможно ожидать улучшение работы агентства в будущем. Таким образом, необходимо искать не то агентство, которое не допускало ошибок в прошлом, а то, которое извлекло уроки из своих ошибок. Ваш собственный проект, кстати, может оказаться первой ошибкой очень успешного до того агентства.

Существенными факторами, определяющими степень успеха сотрудничества, являются интерес посредника к проекту и его компетентность. Слово «интерес» употребляется здесь в широком смысле: интерес к содержанию проекта, стремление найти решение в сжатые сроки и за приемлемую цену, и, хотя это не всегда должно приниматься как должное, интерес к целям заказчика, а не своим собственным уже принятым методикам деятельности, которые могут быть заказчику неинтересны. В ходе сотрудничества важно найти ситуацию, в которой обе стороны в результате сотрудничества оказались бы в выигрыше.

Успех агентства зависит не только от количества завершенных проектов, но также от качественной репутации, которую приобретает агентство в результате завершения проектов.

При расчете предполагаемых затрат предлагается отдавать предпочтение агентствам, которые измеряют размер своего вознаграждения по степени успеха проекта заказчика, о чем заранее договариваются.

ПОРЯДОК ПОИСКА ТРАНСФЕРНОГО АГЕНСТВА

Кратко порядок поиска трансферного агентства можно изложить следующим образом:

  1. Признание существующей проблемы.

  2. Описание характеристик проблемы.

  3. Обсуждение собственного подхода с экспертами, желательно из других предприятий.

  4. Определение проекта и сопутствующих задач с квалифицированным персоналом.

  5. Сужение поиска трансфертного агентства/посредника путем изучения типов трансфера и рыночных долей данных агентств, как это описано выше.

  6. Классификация трансферных агентств по степени выгодности, с выделением 10 наиболее выгодных потенциальных партнеров.

  7. Критическое изучение партнеров путем оценки имеющейся информации об агентстве и миссии агентств, определенных ими самими.

При удачном завершении всех вышеуказанных пунктов:

  1. определить порядок выполнения проекта с указанием стадий, на которых сотрудничество может быть прекращено;

  2. установить порядок заключения договоров;

  3. письменно согласовать со всеми партнерами в начале проекта задачи, характеристики, временные рамки, бюджет, обязанности, объем вознаграждения, права (на патент и вознаграждение) и т.д.;

  4. в принципе необходимо согласовать и правительственную поддержку технологического трансфера (в настоящее время в Федеративной Республике Германии существует около 400 программ поддержки).

При неудачном завершении всех вышеуказанных пунктов искать новый подход к проблеме, начиная с пункта 5.

В заключение следует отметить, что удачный ТТ часто оказывается труднодостижимым. Многим коммерческим предприятиям трудно определить, какое из множества агентств по ТТ предпочесть. Во многих странах мира эту проблему осознают, и начат поиск прагматических решений этой проблемы. Интенсифицировались создание объединений и совместная работа в области «public relations» предприятий, выпускающих определенный тип продукции, или оказывающих определенный тип услуг, так как это помогает на начальных стадиях поиска агентства. Общепризнан также интерес к созданию координационных агентств по изучению существующих агентств. В будущем предполагается создать одно агентство, которое будет помогать коммерческим предприятиям в поиске партнеров.